На Земле Франца Иосифа.
(Идем домой).
Северный Ледовитый Океан, 2012 год, 26 июля, 19 часов 20 минут - достигли, можно сказать, своего апогея. Прошли от самого северного острова ЗФИ, острова Рудольфа, на север на 24 мили - 82 градуса, 18 минут. Вокруг сплошной лед (на экран радара страшно смотреть), а под нами глубина около километра. Связались по спутниковому телефону с береговым штабом в Санкт-Петербурге, получили подтверждение координат, поздравление от них и рекомендацию дальше не рисковать и возвращаться назад. |
Высадились на льдину, пофотографировались на память, затем спустили на воду серфинг-доску, покатались среди льдин и пошли назад.
Нам еще предстоит посетить острова Чамп и Хейса, а если все сложится по времени, то еще и остров "Земля Александры" с действующей полярной станцией "Нагурская"- самой северной погран. заставой России. Хотя время уже поджимает.
Следующая наша остановка - остров Чамп, с загадочными, каменными шарами - сферолитами.
Прокладываем маршрут от острова Рудольфа до острова Чамп через пролив Росса. Хотя угадать здесь, при такой ледовой обстановке, дело сомнительное, всегда можно упереться в сплошное ледяное поле, которое под силу только ледоколу.
Именно так все и вышло. Прошли половину пролива и уперлись в сплошной лед. Делать нечего, пришлось повернуть назад и идти через Британский канал, вокруг острова Солсбери.
Идем в полном тумане. И он все сгущается. На какой то момент - сплошная пелена. И наша вторая яхта "Luna", идущая за нами, потерялась. Но правда не на долго. По рации мы сообщили им на сколько градусов изменить курс, чтобы выйти на нас и уже минут через 20 мы их увидели.
А дальше еще интереснее. На траверзе острова Луиджи, увидели на радаре огромный айсберг. Но это оказался не айсберг, а атомный ледокол "50 лет победы". Он стоя в дрейфе, в ожидании рассеивания тумана.
Еще когда мы только шли на ЗФИ по Баренцеву морю, на экране своей электронной карты FURUNO мы видели, что параллельно нашему курсу со сближением идет этот ледокол и мы в конце концов с ним должны встретиться. Вот и встретились. Правда у обоих, и у них и у нас был выключен АИС - расслабились (это такая система, как у военных в ПВО, определение свой-чужой. На экране FURUNO видно не только карту местности, наш маршрут, истинное положение, курс, скорость и все прочее, вплоть до тепературы воды за бортом но и всех вокруг на несколько десятков миль, какой корабль, куда идет, с какой скоростью и вообще полная информация о нем, и все это работает через спутник.
Капитан ледокола, любезно предложил нам подняться к ним на борт с экскурсией. Везде провели, все показали и рассказали. А потом мы распрощались сигнальными гудками и каждый пошел своим курсом.
Остров Чамп. Назван в честь капитана шхуны "Америка", открывший его. Здесь на этом острове находятся загадочные каменные шары - сферолиты. Откуда они взялись, как произошли, никто не может определить. Здесь их довольно много. Разбросаны по всему острову. При чем, только на этом острове. Совершенно идеальная форма шара из цельного камня. Диаметр шаров колеблется от полуметра до трех метров. ОЧЕНЬ загадочное место !!!
Посмотрели каменные шары, идем дальше на остров Хейса - излюбленное место обитания моржей. Чем ближе мы подходим к острову, тем все чаще они попадаются. Здесь на этом острове у них лежбище. Удобная пологая полубухта с пляжем, закрытая с северной стороны горой, только загорать и купаться.
Познакомились с моржами, пусть себе загорают, греются на солнышке. А мы пойдем дальше, обогнем остров. Там на северной стороне этого острова находится действующая полярная станция им.Кренкеля - космическая абсерватория. Живут там и работают 6 человек, вахтовым методом, по полтора года. Давно не видели "живых" людей, сходим к ним в гости.
Полярники нашему приходу очень обрадовались, все вышли встречать нас. Мы им привезли кое-какие подарки, продукты и водку.
Сошли на берег, пообщались. Здесь, на станции, находится самое северное в нашей стране почтовое отделение. Здесь можно отправить куда угодно телеграмму или электронное письмо, чем некоторые наши товарищи и воспользовались.
Конечно условия жизни у нах суровые, даже как то стало сразу грустно. В прошлом году, одного из их работников съел медведь, поэтому они постоянно и везде ходят только с оружием (хотя бы ракетница). К стати об этом случае есть в интернете статья, если набрать в общем поиске запрос "трагедия острова Хейса", то можно узнать подробнее.
Снова идем в бухту Тихая острова Гукера, но по пути заскочим на один очень красивый мыс, мыс Тегетгоф. Ну очень красивое место, просто пройти мимо будет не простительно.
А вот тут нам снова облом: на этом очень красивом месте, на берегу, под скалой, место то уже занято, мишка там расположился - отдыхает...! Так, что, придется пофоткаться из далека.
Ну да ладно, "кто поспел - тот и съел". А мы с яхтой "Luna" встали борт к борту и приступили к подготовке дальнейшего маршрута. Здесь наши пути с немцами расходятся: они идут прямым курсом в Мурманск, а нам предстоит еще зайти в бухту Тихая по некоторым вопросам к полярникам и втретиться с мальтийской яхтой "Alter Ego". Эта яхта должна была выйти из Мурманска еще 15-го июля, но их что-то притормозили наши пограничники, и поэтому она толь сейчас прибывает на ЗФИ. Идет эта яхта на ЗФИ с рабочим визитом (с группой ученых), будут здесь находиться целый месяц. Наш кок Антоха должен перейти к ним на борт и остаться с ними, а они нам привезут нового кока Алексея Лето.
Немцы ушли, а мы отправились в бухту Тихая. Там у нашего рейнджера есть кое какие вопросы к полярникам, а затем отправимся к мысу Флора на острове Нортбрук. Мы уже связались по рации с яхтой "Alter Ego", они оказывается сразу не идут на станцию Гурская (а нам так хотелось там побывать - это пожалуй один из невыполненных нами пунктов), а направляются к мысу Флора. Ну что же, значит встретимся там.
29-го июля, день Военно Морского Флота. Именно в этот день и произошла наша встреча с мальтийской яхтой на траверзе мыса Флора.
Они встали на якорь, мы пришвартовались к их борту. Много впечатлений, много разговоров. Оба кока сразу же получили задание на приготовление праздничного стола. Стол накрыли у них на борту (у них яхта большая, больше нашей). Короче отпраздновали день ВМФ и встречу.
К утру, на их борт перешли наш кок и рейнджер, а к нам новый кок Леха и мы расстались. Мы вышли в море и взяли курс на Мурманск, а "Alter Ego" пошла своим курсом на ЗФИ.
По прогнозу (последняя сводка погоды), дня три-четыре нам снова предстоит курс бейдевинд (встречный ветер), при силе ветра в 15 метров в секунду. Это конечно не шторм, но покувыркаться придется. И действительно, прогноз оказался верным, ветер сменил направление на бакштаг (попутный ветер) только на четвертые сутки пути.
Идем под всеми парусами, на пределе, со средней скоростью 7 узлов. Хотя, теперь нам идти веселее, у нас большая компания - всю дорогу нас сопровождают дельфины, резвятся и прыгают.
На второй день нашего пути по Баренцеву морю, по рации с нами связалась яхта "Luna", просили о помощи, у них возникла какая то техническая проблема. Передали свои координаты, курс и скорость. После не сложных рассчетов, определили точку нашей встречи, изменили свой курс и уже через сутки мы их догнали.
На ходу, не останавливаясь, наш капитан перепрыгнул на их борт, чтобы узнать подробнее о их проблеме.
А дельфины, видя такую картину, совсем развеселились - скакали вокруг. Они наверное приняли наши действия за игру.
Одним словом, у немцев была проблема с дизелем (прогорел патрубок выхлопной трубы), а в Кольский залив на подходе к Мурманску, нужно входить только под двигателем (это обязательное условие). Из наших подручных средств, мы временно устранили эту неисправность, оставив капитальный ремонт до Мурманска и пошли дальше. Через несколько часов, "Luna" осталась за кормой, за горизонтом (их скорость гораздо меньше нашей).
На подходе к Кольскому заливу, нам стретилась атомная подводная лодка, идущая в надводном положении и пограничный корабль, а уже в самом заливе, каких только кораблей нет...
До Мурманска осталось несколько часов хода. В обще сложности, в этом походе мы прошли около 2 тысяч морских миль. У всех единственная мечта - сходить в баню, привести себя в порядок и поесть пельменей, много пельменей...
В Мурманск мы прибыли 4-го утром. Этот "гостеприимный порт", как и в прошлом году, предложил нам стоянку в грузовом порту у угольного причала. Прекрасно, вот только постоянно на голову сыплется угольная пыль. Ну да ладно, переживем...
К сожалению, у меня почти нет фотоматериала нашего прибывания в порту (во первых просто не было времени, было много работы, да и нас сразу предупредили, что пользоваться кино и фото техникой здесь не желательно).
Сходили в баню, наелись пельменей и принялись за работу (просушка и укладка парусов, генеральная приборка и всякие ремонтные работы).
На следующий день пришла "Luna" и мы помогали им с ремонтом их дизеля (работа с болгаркой, кувалдой, зубилом). А к концу дня, немцы выдвинули предложение, устроить конкурс нашим кокам на лучшее приготовление русского борща (они где то в интернете вычитали рецепт). Конкурс удался, борщ у них получился неплохой. Ну естественно первое место отдали немцам.
Вечером выдалось свободное время и я решил порыбачить, прямо здесь, на причале, с борта яхты. Ловил треску на спинниг и нечаянно поймал морскую звезду (просто зацепил ее). Мы ее пофотографировали и отпустили.
Вот и закончился наш поход. Уже почти все разъехались по домам, немцы тоже уже ушли. На завтра и у меня билет на самолет.
А это вся наша команда с яхт "Петр 1" и "Luna", побывавшая за 82-м градусом северной широты.
Фильм о нашем походе "AR80-2012 (часть 6) На доске по океану"
Фильм о нашем походе "AR80-2012 (часть 7) Загадочный остров Чампа"
Фильм о нашем походе "AR80-2012 (часть 8) Идем в Мурманск"
Фильм о нашем походе "AR80-2012 (часть 9) Как нас встретили в Мурманске"
Возврат на главную страницу сайта