Саяхат на Тургай.
(Саяхат - в переводе с Казахского языка означает путешествие.)
2004 год, начало июня. Трое "старых" туристов, мото туристов, туристов-водников,
яхтсменов, в очередной раз решили испытать себя на выживаемость, теперь
уже в пустыне. Цель нашего путешествия - Казахстан, Тургайское плато, Чинки
горной гряды Шалкарура. Чинки - это высокие отвесные береговые горы.
Когда то, очень давно, 2 миллиона лет тому назад, здесь находилось Туранское море (название Туранский саблезубый тигр пошло именно отсюда).
Дикая природа, практически не проходимая местность, полное отсутствие человека.
Добраться туда можно либо по воздуху, либо по дну этого самого бывшего моря,
если пересечь пустыню. А собрались мы туда, можете себе представить,
на автомобиле Запорожец ЗАЗ-969. Планируем преодолеть это расстояние за 3-4
суток, с одной капитальной остановкой на реке Иргиз.
И вот мы в пути. Глубинка Казахстана, река Иргиз. Здесь в одном из аулов
живет наш давний друг Кара Касен (Черный Касен). Навещаем его.
Хочу отметить особое гостеприимство и радушие со стороны местного населения.
После визита к другу, останавливаемся на ночевку на берегу реки - нужно
наловить и закоптить в дорогу рыбы.
Едем дальше. Много озер, часто встречаются солончаки. Очень много дичи - орлы,
лебеди, пеликаны. На встречу попадается автомобиль ГАЗ-66. Это экспедиция
сотрудников научно-исследовательского института города Челкар.
Останавливаемся, знакомимся, фотографируемся на память, обмениваемся
адресами.
Постепенно степь заканчивается и начинается самый трудный участок перехода.
Несколько десятков километров едем по очень старой заброшенной дороге,
сплошь заросшей кочкарником. Кочкарник - это такое растение, похожее на
перевернутую одежную щетку. Когда ветер гонит песок, он забивается в ворсе
и получается очень жесткая кочка. Ехать по такой местности очень не просто -
всю машину корежит. Наш главный ориентир - две большие горы на горизонте. Их
название в переводе с казахского означает "Два брата". Особая достопримечательность
этих гор - все склоны, полностью усыпаны кристаллами кварца и кварцитами. При
солнечном освещении, создается впечатление, что горы усыпаны слитками золота.
Размеры кристаллов колеблются от минимального до 30-35 см.
Наконец то мы у подножия "Двух братьев". Делаем небольшой перерыв. К
сожалению вся наша копченая рыба пропала от жары, пришлось от нее отказаться
и оставить обед лисам и волкам.
Следующий наш ориентир - гора "Жаманай", что в переводе означает "Злая луна".
Надеемся пополнить там запас воды. 24 года тому назад в 1980 году, мои
попутчики уже проходили этот маршрут. Только тогда они были на нескольких мотоциклах "Ява".
В том году, у одного из мотоциклов отломился багажник и ничего не оставалось делать, как
оставить его у подножия горы. Этот багажник и должен служить ориентиром в поисках родника.
Переход от "Двух братьев" до "Жаманая", пожалуй самый трудный. Это переход из степи в
пустыню. Очень долго преодолеваем его, пустыня не хочет пускать в себя непрошенных
гостей. Скорость передвижения 5-10 км. в час не более. Вся местность изрыта
глубокими оврагами. Порой приходится идти впереди машины, прокладывая путь.
Полдня тратим на преодоление этого участка. Быстрее не получается, да и опасно.
Потерять транспортное средство в этом месте, означает свести к нулю шанс
возвращения назад.
Но вот мы и у подножия горы. Наш багажник стоит на том же самом месте, куда
его поставили 24 года назад. Идем на поиски родника. К сожалению, воду так и не находим,
родник пересох. Задерживаться нельзя, быстро собираемся и едем дальше.
Последние километры трудного участка, пересекаем несколько пухляков - песчаные
барханы, и вот мы на свободе. На сколько хватает глаз, от горизонта до
горизонта, ровная, как взлетно-посадочная полоса поверхность такыра.
Единственный ориентир - тянущаяся по северному горизонту тонкая полоска
гряды гор Шалкарнура. Вот так вдоль нее мы и будем ехать.
Едем на предельной скорости, но машина идет тяжело - на мягком грунте
такыра остается глубокий след. Часто останавливаемся, чтобы дать отдохнуть
нашему "Зелененькому", так мы называем свой Запорожец. Нужно торопиться.
Там впереди должен быть оазис - наша последняя надежда пополнить
запас воды. Затемно нужно успеть доехать до него.
Успели. Оазис вроде живой. Это небольшое камышовое озерцо. Рядом
с оазисом стоит очень старый колодец. Кто и когда его построил не известно.
Колодец очень глубокий. но тоже сухой, воды нет. Если и здесь не найдем
воду, придется возвращаться назад. Берем лопату, канистру, кружку и лезем
в камыш. Ура !!! Есть вода, небольшая лужица среди камышовых зарослей, с
мутной, солоноватой водой. Значит путешествие продолжается. Всю ночь будем
пить чай и с собой наберем столько, сколько сможем увезти. Греть его в дороге
не придется, при такой жаре он не остынет.
И так, последний переход и мы у подножия Чинка с отметкой 239 на старом
геодезическом знаке, расположенном на главной вершине гор. Подъехать в плотную
к Чинкам нет возможности. Оставляем машину, берем с собой все самое необходимое:
воду, лопату, фотоаппараты, ножи и топор (на случай неожиданной встречи
с диким кабаном) и идем в горы.
Пришли. Меня всегда удивляло, как устроена природа, какое совершенство...!
Ведь это дикая природа, но какая ...! Все склоны чинок полностью изрыты
кабаном, каждый сантиметр - они питались луковицами тюльпанов. На сотни метром
вокруг все изрыто. Но самое удивительное то, что из сотни вырытых луковиц,
две-три специально оставлены не тронутыми, для дальнейшего продолжения рода,
для дальнейшего продолжения жизни. И это результат кормления диких кабанов
(а попросту можно сказать - свиньи, они и есть свиньи), но тем не менее...,
можно в пример поставить людям! Я просто в восхищении от этой природы.
Идем в горы, намечаем объекты фотографирования, где и в какое время суток
можно лучше сделать кадр. Весь день посвящаем этой задаче. Ночью, когда
еще будет темно, нам предстоит подняться сюда еще раз, чтобы с первыми
лучами восходящего солнца сделать не забываемые, не передаваемые кадры
этой дикой, первозданной природы. Именно за этим мы сюда и приехали,
именно это является целью нашей поездки.
Ну а теперь немного о Чинках. Пейзаж, почти космический, фантастический.
Чинки - особый вид гор. Передать словами практически не возможно. А если
взять в учет их возраст - просто нет слов. Все склоны Чинок усеяны застывшими
брызгами вулканической лавы и окаменелыми ракушками самой разной формы и величины.
В расщелинах гор экзотические заросли саксаула.
Ходить приходится очень осторожно - все изрыто норами песчанок (маленький
суслик с длинным, как у белки хвостом), если неосторожно наступить
можно провалиться по колено и подвернуть ногу. В одной из расщелин натыкаемся
на недавнее пиршество волка, только что перед нашим приходом он расправился с
выводком лисицы.
Ничего не трогаем, только фотографируем и идем дальше. В каждую лощину
стараемся заходить из под ветра, чтобы не наткнуться на кабанов.
В общем, результатами похода остаемся довольны. Домой привезем
целый арсенал редких фотоснимков.
На следующее утро едем домой, предстоит не легкая дорога.
Немного из исторических данных.
Во время ледникового периода, ледниками был перекрыт выход сибирских рек к Северному Ледовитому океану.
В результате этого началось заполнение Западно Сибирской низменности пресными водами этих рек, а далее, через
Тургайский пролив и всей Европейской низменности. Так появилось самое большое в мире, пресноводное море - Евразийский океан.
Праый берег Тургайского пролива и была наша конечная цель маршрута
Возврат на первую страницу сайта (к карте Ириклы).
Сайт создан в системе
uCoz