Арал 2006 г

Аральское море


Пройти по маршруту экспедиций Бутакова и Берга - наша давняя мечта!


     

Аральское море 2006 г.

  

      2006 год. Вот и сбылась наша давняя мечта – мы едем на Арал. Все тот же коллектив, но уже давно не молодых туристов; нынешняя молодежь называет нас не иначе, как “аксакалы”.

      Когда-то давно, почти 30 лет тому назад, когда мы начинали строить свою первую яхту, зародилась эта мечта, пройти по следам экспедиций Бутакова и Берга. Много читали, перерисовывали карты Аральского моря, с маршрутами этих экспедиций, строили планы. Да и свою яхту мы начинали строить с мыслью, что когда-то она будет бороздить воды Арала.

      1848 год. По решению императора Николая I, на Аральское море направляется первая географическая экспедиция, возглавляемая морским офицером, лейтенантом Бутаковым. В качестве художника и летописца, Бутаков берет с собой ссыльного украинского поэта, будучи рядового 2-й роты 4-го Оренбургского батальона, Тараса Шевченко. Именно там, Шевченко создает свой знаменитый альбом "Берега Аральского моря". Пожалуй, эти пять месяцев, которые Шевченко прослужил под началом лейтенанта Алексея Бутакова, были самыми благодатными среди долгих лет ссылки.

Портрет Бутакова

Т.Г.Шевченко

      Потомственный морской офицер, совершивший кругосветное плавание, Бутаков был рекомендован знаменитым Фаддеем Беллинсгаузеном для съемки и описи берегов Аральского моря. Постройка предназначенной для этой цели двухпушечной шхуны "Константин" велась в Оренбурге. Ее волоком на верблюдах доставили на Сыр-Дарью, откуда 30 июня 1848 года корабль вышел в море.

      В состав команды из 27 человек вошел и Шевченко, которому разрешили на время плавания ходить в гражданской одежде и поручили заниматься любимым делом, рисованием: он должен был делать зарисовки берегов Аральского моря.

шхуна Константин

Константин на ремонте

      Эта экспедиция оказалась стартовой в карьере Бутакова. Результатом съемок стало издание карты Аральского моря, что принесло Алексею Бутакову международную известность и славу. Он стал основателем Аральской флотилии, со временем дослужившись до чина контр-адмирала. По итогам экспедиции Бутаков высоко оценил вклад в ее успех Тараса Шевченко и ходатайствовал перед военным губернатором Владимиром Обручевым о смягчении его участи. Губернатор в свою очередь ходатайствовал о производстве ссыльного солдата в унтер-офицеры и заказал ему написать портрет своей жены.

Л.С.Берг

      1900год. По решению Российского географического общества, на Аральское море направляется парусная яхта «Орион», с научно-исследовательской экспедицией. Возглавить экспедицию поручено крупнейшему русскому ученому по географии и биологии, президенту географического общества Льву Семеновичу Бергу.

      Цель экспедиции – более обстоятельное исследование Арала, изучение акватории моря, исследование флоры и фауны, составление карт и лоций. Экспедиция проходила в три этапа – 1900, 1901 и 1902 года.

     

И так, мы едем на Аральское море.

      К сожалению, на сегодняшний день, повторить хотя бы один из маршрутов Бутакова или Берга уже не возможно – конфигурация моря сильно изменилась, море обмелело.

      Вот так оно выглядело еще 40 лет тому назад и так оно выглядит на сегодняшний день…

море 40 лет назад

Арал сегодня

      Единственное место, где море почти не изменило свою конфигурацию из за больших в этом месте глубин - залив Тшебас. Это и будет целью нашей поездки. До этого, никто из нас в этих краях не бывал. Приходится полагаться только на карту и свою интуицию. До города Шелкар, наша Нива добежала, можно сказать без проблем. Хотя, участок дороги от районного центра Иргиз до г. Шелкар, основательно разбит и прилично вымотал нас. А дальше полная неизвестность…

Озеро

      В городе заправились под завязку бензином, поменяли оставшиеся рубли на тенге, с удовольствием поели холодного мороженого. Останавливаемся на озере Шелкар.

      Это по всей видимости последняя пресная вода на нашем маршруте. Дальше будет только песок и солончаки, а пополнить запас пресной воды можно будет только в верблюжьих колодцах, если они нам попадутся. Постараемся воспользоваться этой остановкой.

      Наш маршрут будет проходить вдоль «Больших Барсуков» и солончаков до газопровода Бухара-Урал. «Большие Барсуки» - это огромные песчаные барханы, высотой с пятиэтажный дом, только не сыпучие, а устоявшиеся, поросшие колючкой. Далее, вдоль газопровода, почти до самого Арала. На этом, дорога, если это только можно назвать дорогой, заканчивается и пойдет полное бездорожье.

бархан

солончак

      Поехали. Рассчитываем за день добраться до горы с отметкой 240, на берегу залива Тщебас. Вид местности резко изменился. Редко попадающиеся деревца, уже полностью отсутствуют. По краям дороги растет только колючка, да и та вся какая то сухая. Пропала вся дичь, даже верблюды не попадаются. Едем уже целый день, а прошли только половину намеченного маршрута. Похоже придется ночевать в этой пустыне. Дорога вроде есть, но по ней ездят только вездеходы типа ГАЗ-66 или крутые джипы с высокой посадкой. Даже для нашей Нивы, это трудно проходимый участок, об остальном транспорте нет и речи. Эта дорога используется для обслуживания газопровода.

      Останавливаемся на ночевку. Единственное преимущество в этой стоянке – полное отсутствие какой либо живности, даже комаров и клещей нет.

      На следующее утро продолжаем наш путь. Наконец то добрались до газопровода и двигаемся вдоль него в направлении Арала. Здесь дорога получше, укатанный песчаный тракт. По мере приближения к морю, воздух становится гораздо мягче, уже начинает чувствоваться свежесть, не так душно, хотя до залива Тщебас еще примерно 150 км. Доезжаем до контрольной точки поворота от газопровода, зимовье Соркудук и резко уходим в сторону. На компрессорной станции разговаривали с рабочими. По их сведениям, где то в середине маршрута от зимовья до залива, должны находиться два верблюжьих колодца, на расстоянии в несколько километров друг от друга. Колодцы действующие и обжитые. В смысле у каждого колодца живут по одному чабану. Дорога петляет между барханами. В некоторых местах переметена песком. Такие участки приходится преодолевать махом, на скорости. Главное, чтобы машину не развернуло, иначе увязнем в песке, а помощи здесь ждать не от куда.

      Начала попадаться живность в виде мух, змей, ящериц, пролетают какие то птички. По мере приближения к Аралу, резко стал меняться растительный покров, хотя песка не убавилось. Уже скоро, по нашим расчетам, должен появиться первый колодец.

круглоголовка

ящерица

      А вот и он, тот самый долгожданный колодец. Нас выходит встречать хозяин стойбища. По ходу он дает распоряжение хозяйке поставить самовар. Еще раз хочется отметить особое гостеприимство местного населения. Уточняем наш маршрут. Оказывается, пока мы петляли среди барханов, немного отклонились в сторону. Чтобы выйти на залив, далее нам нужно брать немного левее.

Юрта

верблюды

      Живут здесь два человека, хозяин и его жена. На лето к ним из интерната приезжают два их сына, погостить и помочь в хозяйстве. Пасут верблюдов и баранов. Встретить лошадей в этих краях – большая редкость. Главным атрибутом таких стойбищ, в этой местности, является наличие бензинового насоса, для подъема воды из скважины или колодца, дизель-генератора, спутниковой тарелки и главное мотоцикла. Все чабаны здесь пасут скот только на мотоциклах. Мотоцикл ИЖ, у некоторых есть автомобиль УАЗ или импортный джип.

      Задерживаться нельзя, за сегодняшний день, мы должны добраться до залива. Прощаемся с гостеприимными хозяевами и едем дальше. До моря еще примерно 20 км. Едем с надеждой, что вот за этим пригорком откроется вид на море…, оказывается нет…, и за следующим тоже нет и так до бесконечности.

      Вынырываем на очередной пригорок и вот оно счастье – мы на берегу моря. Мечта «идиотов» сбылась, мы все таки добрались до него. Стоим на горе с отметкой на геодезическом знаке 240. Внизу перед нами простирается огромная долина, бывшее дно Аральского моря и где то там, в конце этой долины синяя вода до горизонта – залив Тщебас. Долго стоим, фотографируем, смотрим в бинокль на раскиданные по бывшему дну моря останки кораблей. Насчитали семь штук. Подъехать или подойти к ним, как мы в последствии выяснили, не возможно. Вся эта долина – вязкий ил, покрытый с верху жесткой коркой соли. На склоне горы, замечаем останки бывшего старого пирса. Ну раз есть пирс, значит должна быть какая то дорога к нему. Начинаем спускаться.

      Действительно это старый заброшенный пирс с останками ржавых корпусов кораблей. Даже действующий родник здесь есть, но вода из него течет какая то ржавая, хотя и пресная. Когда то этот пирс находился на самом берегу залива. Берег почти обрывистый, с большими глубинами, до 100 метров. Теперь вода отошла примерно километров на десять, оголив все дно и пирс находится на горе. От пирса идет старая заброшенная дорога, спускается на дно бывшего залива и идет куда то вдоль Чинок - береговых скал. Это как раз то, что нам нужно, по ней и поедем. Свою основную стоянку мы наметили на северном побережье залива.

Чинк

Тщебас

стоянка на берегу

      Едем уже полдня вдоль скал, по бывшему дну моря, а до воды никак не доберемся. Дорога очень старая, местами вообще пропадает и тогда приходится ехать на ощупь. Вот проедем этот главный Чинк и там наверняка скалы подходят к самой воде – это мы так думаем. Да не тут то было. Едем дальше. Уже солнце на закате, пора искать место для стоянки.

      Останавливаемся на ночь. Бросаем все и идем пешком к морю, не терпится окунуться. Подъехать на машине ближе, все равно не получится. До воды примерно три километра.

      Долго идем по раскаленной за день земле. Солнце уже почти скрылось за горизонтом, но все равно жарко, трудно дышать. Бывшее дно, по которому мы идем, не ровное, уже успело порости травой и саксаулом. Последние полкилометра идем по хрустящей корочке соли. Наконец то дошли. Вот оно, настоящее море до горизонта.

      Раздеваемся и идем к воде. Однако, чтобы дойти до глубины, понадобится пройти еще с километр. Вода соленая, очень тяжелая, даже идти по ней трудно, до такой степени она тяжелая. Утонуть тут практически не возможно, ложишься и лежишь, как на матраце.

      После купания, свежести не прибавилось, да к тому же, мы все покрылись коркой соли. А ведь пресной воды здесь нет, да и похоже не скоро до нее доберемся… Ну что же, будем «обшелушиваться». А искупаться, в любом случае стоило, именно за этим мы сюда и приехали.

      После купания, возвращаемся на стоянку и отдыхаем, торопиться не куда, да и ни к чему. Будем отсыпаться после трудной дороги, обязательно сходим в горы, нащелкаем фотографий.

Чинк

Родник

      Облазали все Чинки, заглядывали в каждую расщелину, в надежде найти родник, но все безрезультатно. Признаки родников есть, но все пересохшее. Очень много кабаньих следов, хотя сами кабаны нам не попались.

      Хорошо отдохнули, пора собираться в дорогу. Наш следующий маршрут будет проходить вокруг залива Шевченко, до засыпанного песками поселка Акеспе, далее через пески Малые Барсуки, до поселка Саксаульский. А это уже начало цивилизации. Выбрали этот маршрут не случайно: во первых новая, незнакомая местность, да и как вспомнишь, с какими трудностями мы сюда добирались…, может здесь будет полегче?

бывший залив

      Уже целый день едем вдоль залива Тщебас, никак не можем подняться в горы. Не хочет море отпускать нас. Наконец находим подъем. До залива Шевченко, дорога практически отсутствует. Порой приходится всем пассажирам идти пешком, чтобы хоть как то облегчить машину. Однако, много ли человеку для счастья нужно? Нам сного попался верблюжий колодец. Уже ночь. В полной темноте, при звездах, заползаем в пресную воду и отмокаем, смываем с себя остатки аральской соли. Здесь же разбиваем палатку для очередной ночевки.

      На следующий день продолжаем движение. С большими трудностями добираемся до Шевченко. Вдоль залива проходит наезженная дорога, полностью разбитая вездеходами. Но после того, что мы испытали, это уже «цветочки».

      Пересекаем п-ов Шубартарауз. В районе залива Бутакова сного начинаются пески. Это уже начало пустыни Малые Барсуки. Поднялся сильный ветер, несет песок, видимость практически нулевая. Местами дорога полностью занесена песком. Где то совсем рядом должен быть поселок Акеспе. Как бы не промахнуться…

      Машина надрывается. Едем с включенными обоими мостами и дифференциалом. Перегрелся движок. Приходится остановиться прямо среди огромных песчаных барханов. Высота барханов примерно с трех этажный дом.

Это я

Машина

      Пользуясь остановкой, делаем попытку заснять все происходящее вокруг на телекамеру, но безрезультатно - без специальных светофильтров идет полная засветка, кино не получается. Долго стоять нельзя – заметет песком. После преодоления очередного бархана, чуть не налетаем на дом. Это почти полностью занесенный песком, но все же жилой поселок Акеспе. Честно говоря, мы все просто ошарашены: как тут можно жить и чем заниматься ? Из-за песчаной бури, не видно даже соседнего дома, не говоря уже о дороге. Куда ехать – не понятно.

      Берем с собой на борт проводника - молодого казаха. И хотя он совершенно не говорит по русски, это все же лучше, чем ничего. Примерно около часа едем через самое сердце пустыни Малые Барсуки, пока не вырываемся на простор огромного такыра. Можно сказать, что все наши мытарства закончились. По такыру ехать одно удовольствие, машина летит, как самолет. Еще каких то полчаса и мы стоим на бензозаправочной станции поселка Саксаульский. А дальше пойдет хороший грейдер, примыкающий к асфальтированной трассе Самара - Алмаата.

      На этом, можно считать, что намеченную задачу мы выполнили. Однако, учитывая техническое состояние нашей старенькой Нивы, в качестве комментариев, следует отметить, что мы не смогли в полном объеме пройти весь намеченный ранее маршрут. По ходу, пришлось вносить коррективы (некоторые участки маршрута остались не пройденными).

      Но унывать не будем, надеемся, что это не последняя наша поездка на Аральское море…

  • Посмотреть фрагменты и полную версию нашего фильма о походе можно здесь
  • наша команда

          А пока, мы возвращаемся домой.

    До свидания Арал.

  • Посмотреть фрагменты и полную версию нашего фильма о походе можно здесь
  •  

     

         

    Возврат на первую страницу сайта (к карте Ириклы).
    Сайт создан в системе uCoz